Клуб конструктивной журналистики
кто мы, что мы, зачем мы, куда мы (для тех, кто в состоянии читать проектно-методологический язык)новостийная сводка с заседаний клуба (заседаем мы в реальном времени Красноярска - по воскресеньям, в сюррельности Интернета - всегда)что было и что будет - например, выездные школы для краевых старшеклассников!
список авторских страничек наших писателей, а так же списки по жанрам: рассказы, стихи, статьи, - предначначено для всеобщего прочтения!кое-что из того, что мы успели сотворить за всю историю наших выездных школ. И это можно скачать!фото-репортажи с прошедших выездных школ и клубных заседанийгалереи рисованных образов
написались нами (и пишутся далее) после посещения многочисленных городских мероприятийраздел посвящён осмыслению окружающего нас пространства Земли и себя, как части этого пространства...раздел посвящен нашей стране, но другой стране - из будущего, а чтобы лучшее будущее настало, его надо представить... здесь находится проект отдельного сайта под названием СССР (Сборник Современных Сказок России)
сводка свежих обновлений на сайтесюда можно писать отзывы, пожелания, предложения и даже конструктивную критикуподробный путеводитель по разделам сайтасписки сайтов, которые нам чем-то интересны, а так же наши подарочные баннеры
репортажи
 Очередной миф или прецедент прорыва?
конкурс концепций

15 мая в Доме журналистов состоялся финал открытого конкурса «Красноярский край в 21 веке. Концепция молодежной политики». Подобное мероприятие проходило в Красноярском крае впервые. До сих пор на эту тему размышляли и принимали решения только органы государственной власти. Всего на конкурс было подано двадцать концепций, экспертизу специалистов прошли восемь работ, и только четыре были отобраны жюри для финальных общественных слушаний. Состав жюри: А. Данилевская, В.Ефимов, С. Жабинский, А. Клешко, А.Чайка.

Регламент слушаний был жестким: 5-10 минут на доклад, 6-8 вопросов от жюри и зрителей. Первое место не досталось никому. Второе место поделили две концепции, сделанные с помощью одного из членов жюри - Валерия Ефимова: проект «Нести с собой не пепел, но огонь...», авторы А.Овчинников, Т.Аламбеков, 10 класс школы ? 41, Академгородок, и проект «В организации сотрудничества – ресурс развития региона», автор Н.Давыдова, выпускница КГУ.

Третье место у проекта «Развитие Красноярского края через развитие креативных потенциалов его жителей», концепцию можно прочитать ниже, она была представлена авторской группой членов клуба: Галиной и Юлианой Федяевыми и Семеном Ермаковым. Авторам обещаны денежные призы по 8000 рублей за второе и 6000 рублей за третье место. Будут ли востребованы сами концепции и их авторы при подготовке официального документа по молодежной политике Красноярского края, пока не очень ясно.

«Развитие территории Красноярского края через поддержку молодёжных инициатив»

1. Политика развития потенциала

Мы понимаем социальную политику в широком смысле как деятельность властей разных уровней, направленную на поддержание и развитие социальной структуры, то есть совокупности составляющих общество социальных групп, их отношений и зависимостей. Общая задача социальной политики – воспроизводить в меняющихся условиях существующую систему позиций («мест») в обществе.

Такая деятельность включает, с одной стороны, поддержание тех социальных групп, представители которых не имеют возможности (или имеют ограниченную возможность) самостоятельно воспроизводить сложившийся образ жизни, поддерживать её необходимое качество. Это направление можно назвать социальной политикой в узком смысле, и ей традиционно занимаются органы власти, отнесённые к «социальной сфере».

С другой стороны, социальная политика включает в себя обеспечение условий, в которых социальные группы, имеющие возможность действовать самостоятельно, могут реализовать такую возможность, и такие самостоятельные действия (инициативы) работают не только на увеличение качества собственной жизни, но и на развитие социума (территории, региона, страны) в целом.

Такая социальная политика – часть политики развития, и осуществляется она (если осуществляется) не конкретными органами власти и подразделениями администраций, а системой власти в целом. Такая политика имеет дело не со сложившимися отношениями и позициями в обществе, а с теми, которые ещё могут возникнуть; её адресат – социальные группы, обладающие потенциалом для создания и разворачивания новых направлений деятельности, новых социально значимых целей и идей.

Исторически сложилось два направления политики развития:
Во-первых, это исторически сложившаяся в модели либерального государства политика поддержки предпринимательства (по сути – группы людей, способных предпринимать новые начинания и проекты).
Во-вторых, это приоритетная для современных государств и крупных корпораций политика поддержки научно-технического инновационного комплекса, признанная как основа развития экономики.

На наш взгляд, ещё одним направлением политики развития может стать развитие молодёжи как социальной группы, в силу своей специфики наиболее готовой к изменениям в своей и окружающей жизни.

Об этом – подробнее.

2. Представление о молодёжи

Отправным для определения молодёжи как особой социальной группы (независимо от конкретных различий молодых людей по их происхождению и роду занятий) является представление о процессе социализации как одном из основных механизмов воспроизводства социальной структуры.

Социализация представляет собой освоение правил, накладываемых на человека конкретными местами (позициями) социальной структуры, и, в какой-то мере, формирование представлений о социальной структуре в целом.

Основными качествами социализированного человека («идеального взрослого») принимаются, как правило, определённость действий (когда человек действует в соответствии с законами своего места) и ответственность за свои действия (когда человек осознанно ставит цели, допустимые в обществе, и действует сообразно целям).

Молодым, с этой точки зрения, считается человек, с одной стороны, ещё не вполне социализированный (не взрослый), не определивший своё место в общественной структуре или не освоивший правила этого места; с другой стороны – уже достаточно социализированный, чтобы иметь свой образ (проект) будущей жизни и способный предпринимать усилия к тому, чтобы этот проект осуществлять (не ребёнок).

Политикой, адресованной молодёжи от «взрослой» власти, эта особенность молодости рассматривается как нехватка, отсутствие таких важных качеств, как определённость и ответственность. И задача «взрослой» политики – компенсировать эти дефициты, как за счёт социальных льгот, так и за счёт специального предъявления социальных норм в образовании и культуре.

Ниже, в анализе сложившейся ситуации, мы увидим, к каким следствиям приводит подобная установка.

Теоретически этот подход вполне обоснован и правомерен: интерес «взрослого» общества состоит именно в том, чтобы с максимальной эффективностью и в наименьшее (по возможности) время обеспечить включение молодёжи во взрослую жизнь, усвоение ими правил взрослой игры.

Но эта позиция – позиция воспроизводства. С позиции развития именно то, что выглядело нехваткой (дефицитом), становится важным ресурсом, точкой роста.

Отсутствие определённости, неясность жизненного выбора становится тогда возможностью создавать принципиально новые выборы, формировать новые социальные позиции, находить новые формы жизни, которых прежде не существовало и которые могут сыграть важную роль в развитии общества.

Нехватка ответственности оказывается важным условием для того, чтобы могли состояться творческие, поисковые действия: те, результат которых невозможно просчитать и которые в случае успеха создают образцы новой деятельности.

Отсюда вытекают стратегические цели молодёжной политики, направленной на развитие:
– создать условия, в которых новые жизненные выборы и творческие действия могут состояться социально приемлемым образом;
– создать спрос на социально значимые результаты такой деятельности;
– обеспечить включение в такую деятельность как можно большего количества молодёжи.

Иначе говоря: создать возможность для молодёжи осознанно творить своё будущее и за счёт этого – будущее общества.

3. Понятие креативности

Тема будущего – одна из самых важных в современном мире. Выиграет та страна, тот регион, где сделана ставка на инновационную проектную деятельность.

Но инновационная проектная деятельность в профессиональных сферах требует определённого культурного фона. Человек, выросший в убеждении, что ничего в жизни поменять нельзя, а можно только занимать готовые (понятно, кем и для чего созданные) места, вряд ли решится на нечто действительно новое в своей профессии.

И, наоборот, если молодой человек усвоил как основу собственной жизни, что будущее может создаваться в его непосредственных усилиях, если он имеет опыт творения будущего, отличного от прошлого, и умеет ставить осмысленные цели – его невозможно будет вовлечь в воспроизведение шаблонных форм профессиональной деятельности.

Способность осознанного творения будущего (часто её называют креативностью) не формируется официальным образованием. Задача официального образования – погрузить молодого человека в наиболее устоявшиеся, традиционные воззрения и способы деятельности. Такое образование – один из наиболее мощных инструментов социализации, воспроизводства общественной системы независимо от того, насколько транслируемые воззрения адекватны требованиям современной и будущей жизни.

Но креативность можно вырастить, создавая ситуации, где человек - может быть впервые – сталкивается с необходимостью делать то, чего он никогда раньше не делал. Или провоцируется на такое действие за счёт того, что делать новое становится важно, престижно, современно, что для молодёжи означает модно.

Важность, престиж поддерживаются сообществом. Существенно, что именно для молодёжи ориентация на образцы, существующие в сообществе сверстников, оказывается более важной, чем на образцы, предлагаемые предыдущими поколениями. Эти образцы определяют не только сиюминутное поведение, но и многие жизненно важные решения.

Сообщества, в которых креативность воспроизводится как норма, как общий стиль отношения к жизни или, по крайней мере, как стиль отношения к определённой деятельности, существуют и сейчас. И опыт показывает, что большинство молодых людей, включающихся в инновационную деятельность в различных профессиональных сферах, имеют опыт социализации в таких сообществах.

Жизнь в таких сообществах может быть предъявлена как альтернатива, с одной стороны, жизни, запрограммированной на движение по определённым социальным формам, с другой стороны – жизни в «тусовках» (сообществах, ориентированных на определённый образ потребления).

Таким образом, можно выделить основные направления, по которым может осуществляться политика развития потенциала, адресованная молодёжи:
– оформление, поддержка, развитие молодёжных креативных сообществ;
– продвижение креативного образа жизни и возможностей, связанных с развитием креативности;
– создание спроса на результаты деятельности креативных сообществ и системы заказов к такой деятельности.

4. Анализ сложившейся ситуации

Рассмотрим теперь ситуацию, реально сложившуюся в молодёжной политике за последнее время.

Можно выделить две основных группы субъектов, осуществляющих молодёжную политику.

Во-первых, это власти различного уровня.

Регион участвует в государственных программах молодёжной политики; предлагает программы регионального масштаба; местные отделы и комитеты по делам молодёжи осуществляют территориальные и городские программы.

Конкретные направления деятельности властей и затрачиваемые на это бюджетные суммы представлены в программных документах и отчётах; поэтому остановимся здесь лишь на общих тенденциях. (Отметим лишь, что и программы, и результаты деятельности государственных органов в области молодёжной политики публикуются фрагментарно, её цели и предоставляемые возможности почти не предъявлены адресной группе.)

В политике властей ведущими являются направления, направленные на «компенсацию дефицитов».
– Это программы трудоустройства, направленные на тех молодых людей, которые ещё не приобрели профессию и постоянный источник к существованию, либо просто хотят приложить свои силы к чему-то полезному, но не знают, к чему. Места для трудоустройства, как правило, связаны с работой, не требующей высокой квалификации, часто – сезонной, и компенсируют недостаток рабочих рук и средств у муниципалитетов. Возможность включения молодёжи в более сложные виды деятельности, как правило, декларируется, но не рассматривается.
–Это системы льгот, компенсирующие образовательные дефициты и экономическую неконкурентоспособность у выходцев из определённых социальных групп. Отметим, что реально работают, в основном, те льготы, которые не связаны с бюджетными затратами (например, льготы для абитуриентов), либо те, затраты на которые несут другие ведомства (например, льготные стипендии).

Более серьёзные программы этого направления (например, льготного обеспечения молодёжи жильём; развития и поддержки молодёжного предпринимательства), как правило, упирается в дефицит бюджетного финансирования и в неразвитость нормативной базы (например, в отсутствие системы долговременного кредитования не под залог).

В целом в этой линии отсутствует система, поскольку в программах не даётся ответа на вопрос, какие категории молодёжи требуют каких льгот и на каком основании.

Кроме того, можно выделить направления, призванные дополнить деятельность системы образования по социализации молодёжи.

Это, прежде всего, патриотическое воспитание, понимаемое в Красноярском крае, прежде всего, как военно-патриотическое. Несмотря на то, что на государственном уровне постоянно обсуждается необходимость наполнить понятие патриотизма новым содержанием и изменить отношения между армией, государством и обществом, программы патриотического воспитания воспроизводят формы и образцы советской эпохи. В программах патриотического воспитания декларируется всеобщий охват, но в действительности в них участвует сравнительно небольшая группа молодёжи, которой действительно интересно военное дело и которая связывает своё будущее с военными профессиями и военно-техническим спортом, и другая многочисленная группа, члены которой воспринимают происходящее, как своеобразный досуг-развлечение.

Считается также, что участие в таких программах, как и возможность временного трудоустройства, отвлекает «трудных подростков» от асоциальных поступков и форм поведения. Но никаких исследований, показывающих, что это действительно так (то есть что подросток, прошедший трудовые или патриотические лагеря, не возвращается к прежнему образу жизни) в регионе, по-видимому, не велось. Статистика, показывающая деятельность программ, сводится к количеству проведённых мероприятий и их участников.

И, наконец, деятельность структур, отвечающих за молодёжную политику, (особенно на местном уровне) включает в себя обеспечение досуга молодёжи. Считается (возможно, это справедливо), что организованный досуг лучше, чем неорганизованный. Но преимущества в организованных формах досуга имеют массовые зрелищные формы (типичные образцы – КВН, концерты, общегородские шоу), в которых большинство участников являются зрителями.

Несмотря на то, что массовый характер таких мероприятий позволяет привлечь средства бизнеса и политических движений (с одной стороны, поддержка массовых мероприятий является рекламой; с другой стороны, сами такие формы досуга – это ещё и рынки сбыта), они на протяжении ряда последних лет финансируются краевым и городским бюджетом.

Но такой подход к досугу формирует у больших масс молодёжи установку на то, что творчество – это дело групп профессионалов («элиты»), установку на потребление предлагаемых культурных образцов без их осмысления.

Вторая группа субъектов, которая обычно не учитывается при обсуждении молодёжной политики – это корпорации разного масштаба, от транснациональных до местных.

Интерес корпораций состоит не столько в продвижении какого-то товара, сколько в создании норм потребления (устойчивого спроса). Иначе говоря, транслируются определённые формы жизни, в которых конкретный товар или услуга оказываются постоянно востребованными. Молодёжь, легко откликающаяся на моду и охотно следующая образцам поведения, предъявленным сверстниками, представляет для такой экополитики идеальную целевую группу.

Можно утверждать, что стратегическая цель такой политики – социализация молодёжи в систему потребления: такую систему общественных отношений, в которых качество и количество потреблённых товаров и услуг является главной мерой успешности человека, а собственное действие (например, профессиональная и даже творческая деятельность) – не более чем источник средств для успешного потребления.

В рамках этой стратегии государственная молодёжная политика либо становится инструментом корпоративной (в особенности там, где идёт речь об организации досуга или о целях трудоустройства и профессионализации), либо попадает в условия конкуренции (например, конкуренция между «воспитанием патриота» и «воспитанием потребителя»). На наш взгляд, государственная политика в условиях такой конкуренции заведомо проигрывает, и не столько даже из-за объёма вложенных средств, сколько из-за того, что образец потребителя гораздо более ярок и привлекателен.

В целом же такая политика – притом, что ей удаётся добиваться конкретных и очень значимых результатов – формирует у молодёжи образ себя как пассивной социальной единицы, не готовой и не способной принимать решения, являющейся материалом для «деловых игр» государства и корпораций.

С другой стороны, те молодёжные сообщества, которые ориентированы на творческую деятельность и развитие своего созидательного потенциала, оказываются в стороне от молодёжной политики, их образ жизни и результаты деятельности не востребованы – нет массмедийного пространства, ориентированного на целевую молодежную аудиторию и на деятельность, связанную с решением задач, важных для региона, силами самой молодежи.

5. Задачи и образ результата

Предлагаемый подход к молодёжной политике как политике развития потенциала не противоречит направлениям деятельности, базовым для государственной молодёжной политики в настоящее время. Более того, развитие потенциала молодёжи и поддержка молодёжных инициатив могут обеспечить существующие направления развития территорий новым ресурсом (прежде всего, таким важным ресурсом, как новые идеи и подходы).

Сейчас же речь идёт о разворачивании нового направления деятельности.

Сформулируем ещё раз сверхзадачу этого направления: развитие молодёжного потенциала региона как развитие возможности осознанно творить своё будущее и за счёт этого – будущее своей территории.

Для этого должны решаться следующие задачи:
– поддержка и развитие молодёжных креативных сообществ (включая организационную, содержательную, техническую поддержку);
– включение этих сообществ в решение задач развития территории, региона, страны, оформление социального заказа на молодёжную инициативу;
– создание культурного фона, повышение престижности участия в креативных сообществах, работающих на задачи развития («мода на востребованный креатив»);
– подготовка «кадрового резерва» как для системы поддержки и развития молодёжной инициативы, так и для будущей политики в регионе, готовой востребовать инновационный потенциал молодёжи.

Результатом такой политики должна стать сеть молодёжных сообществ, обеспечивающая следующие основные процессы:
– оформление проблем и точек роста в проектные и творческие задачи, организация деятельности креативных сообществ по решению этих задач, предъявление результата;
– продвижение новых образцов деятельности через формирование образа креативной молодёжи в средствах массовой информации через создание художественных произведений, посвященных этой деятельности, и через организацию новых массовых форм досуга;
– подготовка молодых людей для деятельности в инновационных сферах экономики, социальной жизни, управления, создание рабочих мест в этих сферах.

Необходимым условием разворачивания сети является встреча общественной инициативы – инициативы конкретных креативных сообществ, готовых работать над проблемами территории и развитием потенциала молодёжи, и инициативы властей, если власти региона действительно заинтересованы в развитии и намерены опираться не только на существующие технологии управления и ресурсы представленных в регионе корпораций (финансово-промышленных групп).

Мера успешной деятельности сети – многообразие социальной жизни в регионе, видная роль новых молодёжных сообществ в его жизни.

Галина и Юлиана Федяевы, Семен Ермаков.

напиши чего-нибудь в гостевую книгуили напиши нам письмо

Надёжный провайдер, надёжное качество связи

Контент – Copyright © 1999-2003 Клуб Конструктивной Журналистики. e-mail:galina@kts.ru
Поддержка – Юлия Савоськина, е-mail: yulia@krasms.ru; Пак Алексей, e-mail: lomos@yandex.ru
Дизайн – Copyright © 1999 Дмитрий Антипов. Е-mail:adima@kts.ru, 2002 © Иван Корчагин, Анастасия Нестерова.
Фото – Белеев Альберт, Калашников Юрий, Антонов Юрий, Корчагин Иван и многие другие.
Консультации – Юрий Антонoфф, Андрей Яхимович.
Хостинг – Крастелекомсервис, 660049, Красноярск, Маркса-78, тел:(3912) 66-11-16,
факс:(3912) 66-03-02 http:www.kts.ru, e-mail:adm@mail.kts.ru