Клуб конструктивной журналистики
кто мы, что мы, зачем мы, куда мы (для тех, кто в состоянии читать проектно-методологический язык)новостийная сводка с заседаний клуба (заседаем мы в реальном времени Красноярска - по воскресеньям, в сюррельности Интернета - всегда)что было и что будет - например, выездные школы для краевых старшеклассников!
список авторских страничек наших писателей, а так же списки по жанрам: рассказы, стихи, статьи, - предначначено для всеобщего прочтения!кое-что из того, что мы успели сотворить за всю историю наших выездных школ. И это можно скачать!фото-репортажи с прошедших выездных школ и клубных заседанийгалереи рисованных образов
написались нами (и пишутся далее) после посещения многочисленных городских мероприятийраздел посвящён осмыслению окружающего нас пространства Земли и себя, как части этого пространства...раздел посвящен нашей стране, но другой стране - из будущего, а чтобы лучшее будущее настало, его надо представить... здесь находится проект отдельного сайта под названием СССР (Сборник Современных Сказок России)
сводка свежих обновлений на сайтесюда можно писать отзывы, пожелания, предложения и даже конструктивную критикуподробный путеводитель по разделам сайтасписки сайтов, которые нам чем-то интересны, а так же наши подарочные баннеры
 Стратегическая программа разворачивания новой молодёжной политики

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А. С. Пушкин

Назначение стратегической программы

Молодёжная политика есть политика по отношению к молодёжи, имеющая целью включение её в социальную жизнь, обеспечение преемственности поколений и тем самым – условий для воспроизводства и развития общества.

Такая молодёжная политика есть политика, прежде всего, социо-культурная.

Смена векторов общественного и государственного развития, произошедшая в России за последние пятнадцать лет, требует переосмыслить задачи, которые ставятся по отношению к молодёжи, так же как и задачи, стоящие перед самой молодёжью.

Назначение настоящей Стратегической Программы – подготовить возможность разворачивания новой системы молодёжной политики, выстроить её приоритеты и механизмы реализации.

Основные направления деятельности, определяемые Стратегической Программой:

  • Определение приоритетов новой молодёжной политики исходя из стратегических интересов государства и региона в первой четверти XXI века.
  • Создание новой системы общественно-государственного управления молодёжной политикой, подготовка кадров, разработка и апробация схем и механизмов деятельности.
  • Оформление молодёжной политики как инвестиционного проекта.

Место реализации программы – территория Красноярского края; сходные по принципам и механизмам программы могут быть реализованы в других регионах Сибири, сходных по социальным, культурным и экономическим условиям.

Программа рассчитана на срок от трёх до пяти лет, в зависимости от экономической, социальной и политической обстановки, складывающейся в регионе.

Принципы стратегии новой молодёжной политики

Обоснование необходимости новой стратегии

Современная социо-культурная ситуация и положение молодёжи

Включение молодёжи в социальную жизнь есть, прежде всего, включение её в один из существующих в этой жизни укладов. Под укладом мы понимаем единство системы производства, организации жизнеобеспечения и досуга (свободного времени), социальной и культурной активности.

Поскольку Россия движется к открытому обществу и активно встраивается (по крайней мере, по некоторым направлениям) в мировую систему постиндустриальной экономики, актуальным является формирование постиндустриального уклада, включение молодых людей в этот уклад как наиболее перспективный и обеспечивающий возможность достойной жизни. Основные характеристики этого уклада – высокая мобильность, приоритетное инвестирование человеческого потенциала, ориентация на инновационную экономику и инновации в других сферах деятельности. Существенная черта, важная для молодёжи – стирание явной границы между «занятым временем» (работой, учёбой) и «свободным временем».

В то же время неуправляемость постиндустриального развития России и сочетание его с кризисом экономических и социальных форм прежней эпохи приводит к резкой неравномерности в темпах развития разных регионов и территорий и как следствие – к сосуществованию и смешению разных укладов.

Так, на территории Красноярского края существует и воспроизводится индустриальный уклад, причём часто – в формах, характерных даже для XIX, а не XX века, в особенности в малых городах (с такими характерными признаками, как резкое противопоставление «работы» и «жизни», неразвитость систем жизнеобеспечения и коммуникации, предпочтение «плохой» стабильности любому развитию).

Можно выделить также депрессивные районы, в которых разрушаются и производство, и системы жизнеобеспечения (в особенности в сельской местности) и «пустоши» – территории неосвоенные или заброшенные. Если можно говорить об укладе депрессивных территорий, то это – скорее выживание, а не жизнь.

Принадлежность к устаревшим укладам обрекает на разрыв между собственными перспективами (и перспективами своего образа жизни, своей территории) и объективными перспективами региона, возможностями современной сложно организованной жизни. В результате этого разрыва целые социальные группы осознают себя неперспективными, не видят возможностей своего будущего.

Но если взрослый человек может смириться с этим и «доживать» свою жизнь так, как умеет, то молодёжь переживает такую ситуацию как потерю жизненной перспективы, что порождает ряд известных проблем, таких как недостаток способности к осознанному выбору, инфантильность (неспособность брать на себя ответственность даже за самого себя), различные формы зависимого поведения (наркомания, алкоголизм, подверженность экстремальным идеологическим влияниям), неуправляемость и непредсказуемость действий.

На наш взгляд, глубинной социо-культурной проблемой, порождающей эти явные следствия, является именно отсутствие образа будущего, видения своих перспектив и возможностей, способности к их осмыслению и самоопределению.

Формы поведения, фактически выбрасывающие молодых людей из социальной жизни, можно понимать как бессознательную «забастовку» против того будущего, в которое они могут попасть по существующим социальным траекториям в результате естественного хода событий и которое само по себе принадлежит прошлому.

Основные дефициты современной молодёжной политики

На наш взгляд, существующая молодёжная политика всех уровней (как та, которая находится непосредственно в ведении комитетов и отделов по делам молодёжи, так и та, которая реализуется министерством образования и другими заинтересованными в молодёжи структурами) направлена на оформление и поддержание естественного хода событий.

Это заметно по тому, как именно организована работа по заявленным приоритетным направлениям:

  • Трудоустройство (в том числе временное). Предлагаются такие рабочие места, которые позволяют немного заработать (как правило, ниже прожиточного минимума) и заведомо никак не связаны с перспективой профессионального роста.
  • Патриотическое воспитание. Вместо осознанного самоопределения к проблемам России (в том числе её целостности как государства) предлагается некритическое принятие современной организации армейской службы (архаичность которой и несоответствие требованиям и задачам армии XXI века признана на уровне президента России).
  • Организация досуга. Культивируются массовые формы, не претендующие на развитие культурного уровня и формирование культурных запросов и являющееся «спусковым клапаном» для лишней активности. Приветствуется также селекция способных молодых людей (могущих стать «знаковыми» фигурами) за счёт традиционного механизма конкурсов.
  • Общее образование. Содержанием образования являются общие стандарты и формирование навыков послушания и исполнения (вызывающее сознательное или бессознательное чувства протеста у старшеклассников и студентов). Направления в образовании, формирующие способность к самостоятельной деятельности и обучающие многому, что необходимо для современной системы экономики, вытеснены в платное дополнительное образование, которое не по карману большинству молодых людей.
  • Поддержка молодёжных инициатив не обеспечивает реальных механизмов их появления и осмысленной селекции. «Дешёвые» инициативы имеют явное преимущество перед «полезными».

Ряд полезных программ (таких как обеспечение молодых семей жильём и молодых предпринимателей льготными кредитами) приняты, но фактически не реализуются за отсутствием средств.

Отсутствие образа будущего у многих представителей молодёжи делает также неэффективными многие традиционные формы работы, основанные на информации и пропаганде. Так, практически невозможно объяснить серьёзность будущих последствий употребления наркотиков человеку, который не видит у себя никакого будущего. Практически бессмысленны призывы к совести, морали, чувству ответственности, обращённые к человеку, не способному контролировать собственные действия.

В целом можно утверждать, что это – работа под девизом: «хлеба и зрелищ». Молодёжь понимается (хотя это, естественно, не декларируется явно) как аморфная, социально не структурированная масса, лишённая собственных целей, кроме непосредственных и простых – выжить, оттянуться и воспроизвестись.

А оторванность от жизни, бессодержательность мероприятий, направленных на работу с активной и инициативной частью молодёжи, только усугубляет ощущение, что все усилия напрасны. Альтернативой для такой молодёжи становится маргинализация, «замыкание» в сообщества по интересам, включая экстремальные и эзотерические формы.

Система поддерживается иерархическим механизмом распределения финансов, эффективность которого определяется не реальной пользой для целевых групп (которую всегда сложно оценить количественно), а соотношением затраченных средств к числу «охваченных работой».

Субъекты новой молодёжной политики, реальные и потенциальные

Субъектами молодёжной политики, направленной на выращивание молодёжи к жизни в постиндустриальном обществе, могут становиться те структуры и социальные группы, которые непосредственно заинтересованы в становлении в России конкурентоспособной в мировом масштабе экономики, оздоровлении социальной ситуации, освоении «пустых» территорий и сфер деятельности.

В настоящее время активными субъектами, претендующими на проведение новой молодёжной политики, являются:

  • Те из представителей местных органов управления, образования, культуры, малого и среднего бизнеса, кто самоопределился как субъект развития своей территории, может мыслить перспективы молодёжи в этой рамке и обладает идейным, организационным, финансовым ресурсом или может привлечь этот ресурс под решение конкретных задач.
  • Представители профессиональных сообществ, обеспокоенные разрывом поколений в своих профессиональных сферах и нежеланием (или неумением) молодых специалистов мыслить себя не только как ремесленника, умеющего выполнять конкретный набор действий, но и как носителя социально значимой деятельности. Особенно это актуально для профессий, сочетающих высокий уровень «технической» подготовки с явной гуманитарной направленностью – в частности, таких массовых, как врачи и учителя.
  • Представители активной части молодёжи – те, у кого уже есть будущее и кто связал свои личные интересы с социальными и культурными изменениями, с созданием более комфортной и перспективной жизненной среды. Если часть молодых людей ищет такую среду, уезжая в столицы и за границу, то эта молодёжь заранее связывает своё будущее со своей территорией и готова работать на её развитие.

Активности одних этих групп (даже при условии, что их самосознание будет расти, и они будут более тесно кооперироваться, от локальных действий переходить к стратегическим программам) недостаточно, чтобы существующие в настоящее время частные инициативы собрались в целостную общественно-государственную политику.

Необходимо вовлечение в эту деятельность тех субъектов, которые могут реально влиять на ситуацию, но ещё недостаточно понимают, как молодёжная политика влияет на долгосрочные перспективы региона и страны. Это – государство и крупные отечественные (региональные) корпорации.

Действительное (дееспособное) присутствие государства в сфере молодёжной политики может быть основано на изменении приоритетов. Молодёжная политика должна быть представлена власти не как «затратная» сфера внутри системы социального обеспечения (рядом с выплатой пенсий и пособий, «затратными» образованием и культурой), а как место для долгосрочных инвестиций в рамках стратегической экономической политики и внутренней политики в целом.

Явный корпоративный интерес связан с прогнозированием и развитием рынка труда: в настоящее время очевиден дефицит кадров, необходимых для новых технологий и новых способов управления, и существующая ситуация влечёт к его усугублению в перспективе. Более того, появление безответственного поколения может привести к дефициту «рабочих рук». Более долгосрочный интерес связан с тем, что стабильная работа возможна только в стабильном обществе, а увеличение сложности производства без соответствующего изменения качества жизни воспроизводит существующее социальное расслоение и провоцирует затяжной социальный кризис.

Основные положения новой стратегии

1. Основным содержанием новой молодёжной политики должно стать создание социо-культурной среды для самоопределения, появления образа возможностей и перспектив и осмысленного выбора своего будущего.

В настоящее время актуальность такой задачи осознаётся очень немногочисленной частью молодёжи, но необходимость в таком содержании как всеобщем существует объективно, вытекая из основных проблем молодёжи в современной ситуации.

Основной способ решения такой задачи – развитие разумной молодёжной активности, появление социально значимых молодёжных проектов, создание моды на осмысленное и творческое отношение к жизни.

2. Существующие направления молодёжной политики, такие как трудоустройство, организация свободного времени, предотвращение асоциальных форм поведения, сохранят свою актуальность в течение ещё долгого времени. Но в рамках выстраиваемого приоритета они должны быть, во-первых, переосмыслены: место «какого-нибудь» труда и «какого-нибудь» досуга должны занять достойный труд (дающий перспективу) и разумно используемое свободное время. Во-вторых, развитие молодёжных проектов сделает молодёжь способной самостоятельно решать часть задач в этом направлении.

3. Идеологическая направленность новой молодёжной политики должна быть связана с формированием способности к «само-стоянию», осмысленности и ответственности, чувства собственного достоинства. Эта направленность не может быть реализована через такие формы, как пропаганда и непосредственное обучение. Необходимы формы деятельности, позволяющие молодым людям осознавать основания и последствия своих поступков для себя и окружающих.

Традиционные направления идеологической работы – формирование отношения к своей Родине, отношения к семье и воспитанию детей – также могут опираться не на демонстрацию образцов, а на анализ возможных вариантов выбора.

Так, патриотизм может иметь в своём основании осознание своей страны как места достойной жизни – отсюда, а не из слепого чувства преданности должны вытекать те или иные действия, делающие человека патриотом. Сюда же входит информирование молодых людей о реальном положении дел в регионе и в стране – поскольку осознанные решения должны опираться на реальную информацию, а не на идеологические мифы и прямой обман.

4. Стратегия появления такой политики должна опираться на совместную заинтересованность государственных и общественных структур в изменении ситуации.

Стратегия включает в себя:

  • разворачивание новых направлений молодёжной политики и изменение содержания и форм работы в существующих направлениях;
  • отработку новых форм взаимодействия государственных, общественных структур и инициативных групп молодёжи (в структуре сетевой кооперации, наиболее перспективной и соответствующей постиндустриальной экономике и укладу); инвентаризация законодательной базы, обеспечивающей такие взаимодействия, при необходимости – подготовка новых законопроектов муниципального и регионального уровня;
  • оформление инвестиционно привлекательных направлений и проектов, создание механизма привлечения инвестиций и оформления реальных результатов;
  • выращивание сотрудников разворачиваемой сети – менеджеров, координаторов, аналитиков, администраторов, умеющих обеспечивать сетевое взаимодействие и работать с молодёжными инициативами; инвентаризация и адаптация под эту задачу технологий, существующих в системе дополнительного образования;
  • создание образа «новой жизни», делающего активную и осмысленную жизнь интересной и привлекательной для молодого человека; продвижение этого образа через систему зрелищных мероприятий, средства массовой информации, художественные произведения (прежде всего – в популярных у молодёжи жанрах кино и музыки).

Основные направления стратегической программы

Становление ценности современного образа жизни

Содержанием этого направления является становление социо-культурного пространства, поддерживающего и воспроизводящего современный образ жизни в его ценностях и основных формах.

Чтобы войти в какой-либо образ жизни, его необходимо практиковать. Поэтому основная роль в становлении пространства современной жизни должна принадлежать разворачиванию системы практик, реализующих его основные ценности, и поддерживающих эти практики технологий образования.

Можно выделить следующие практики:

 — Практика здоровья. Включает в себя управление собственным телесным и душевным состоянием (самочувствием) с целью поддержки и воспроизведения позитивных, ресурсных состояний, обеспечивающих активность и способность в течение достаточно долгого времени концентрировать свою волю на определённом действии.

Кроме того, в такую практику входит поддержание вокруг себя оптимальной для здоровья, целостной и устойчивой среды, как физической, так и социальной (включая эмоциональную атмосферу), насколько это возможно в современных условиях.

Один из разворотов этой практики – формирование представления о молодой семье как здоровой семье, оптимальной для рождения и развития физически и психически здоровых детей.

 — Практика самообразования и саморазвития. Включает в себя определение собственных дефицитов, вытекающее из соотнесения своих перспектив и наличного состояния; постановку личных образовательных задач; собственно самообразование. Основная особенность такой практики в сравнении с существующими формами образования состоит в том, что молодой человек, ставящий образовательные задачи по отношению к себе, сам становится субъектом своего образования.

В том числе он может рефлексивно относиться к тем задачам, которые ставятся и решаются образовательными институтами и тем самым – осмысленно выбирать свою образовательную траекторию. Кроме того, он может использовать как образовательные ресурсы те источники информации, формы коммуникации и места деятельности, которые предоставляются ему его окружением.

 — Практика выбора. Включает в себя систему пробных действий и рефлексивных коммуникаций. Содержанием пробных действий может быть решение любых социальных, культурных, личностных задач (о некоторых приоритетах будет сказано ниже); важно, чтобы к этим действиям, их результатам, причинам успеха или неуспеха было выстроено адекватное отношение, позволяющее выделить личный результат и отделить его от результата «материального».

Сетевая организация таких практик, вытекающая из множественности их оснований, направлений и смыслов, порождает ряд дополнительных эффектов, таких как мобильность и гибкость их участников, способность мобилизовать себя на определённое дело и самоопределяться к тому, какое именно дело должно делаться здесь и сейчас.

Становление такой системы практик не только позволяет включать молодых людей в современный образ жизни, но и формирует новые единицы этого образа жизни, позволяет ему осуществляться на новых территориях.

Становление форм использования свободного времени для личностного роста

Помимо практик, ориентированных на конкретный результат, и образовательных практик, обеспечивающих обучение конкретным способам деятельности и формам рефлексивного и проектного мышления, необходимо разворачивание «практик свободного времени». В этих практиках, собственно, и может происходить привязка всего, чем занимается или может заниматься молодой человек, к его собственным ценностям, приоритетам и перспективам.

Появление таких практик подразумевает изменение смысловой доминанты «свободного времени». Если сейчас это, в основном, способ отвлечься от всего, включая самого себя с собственными проблемами и переживаниями, то новое понимание (или, может быть, возвращение к классическому пониманию) подразумевает как раз возвращение к себе, актуализацию личных смыслов и возможностей.

Можно выделить следующие формы практик свободного времени:

 — Практики свободной активности. Инициативные дела и проекты, в которых реализуются возможности, лежащие вне профессиональной перспективы. Противопоставление «свободного времени» «работе» и «учёбе» (которые всегда будут в достаточной степени формализованы) означает, что в таких практиках должна преобладать творческая составляющая, свобода самому решать, что делать.

 — Практики клубной работы. В культурном понимании «клуб» есть, прежде всего, место рефлексии и построения отношения к той части жизни, которая происходит в формальных институтах (таких как «работа» и «учёба»). Прежде всего, актуальны профессиональные клубы (особенно для студентов и молодых специалистов), позволяющие понять профессию как социально и личностно значимую действительность, встретиться с разными традициями в профессии и с носителями этой традиции.

Актуальны также политические клубы, в которых может быть выстроено понимание социальной ситуации и определена гражданская позиция. Разворачивание таких клубов (в том числе вокруг демократически ориентированных политических партий) может быть альтернативой традиционному использованию молодёжной активности для политических манипуляций.

 — Практики «встречи с культурой». Подразумевают новое содержание и новый подход к организации досуга. Новое содержание основано на понимании любой культурной единицы, в том числе произведения искусства, как возможности понять что-то про себя, существующего или возможного, увидеть метафоры определённых жизненных ситуаций и способы решения конкретных проблем в человеческих отношениях.

Такое понимание латентно присутствует во многих молодёжных субкультурах, но в настоящее время массовая культурная индустрия ориентирована на прямо противоположное – стремление отвлечься, увидеть что-то, чего не бывает в жизни. Следовательно, необходимо внедрение на этот рынок и продвижение нового культурного продукта (прежде всего – в музыке и кино), в том числе созданного в результате творческой активности самой молодёжи.

Новый подход в организации означает перенос акцента с мероприятия («массового зрелища») на Событие, происходящее с участниками. В частности, необходимо проектирование нового типа Праздника, основанного на вовлечении в действо всех участников; в связи с этим можно вспомнить о традициях карнавала, существующих до сих пор во многих странах.

Косвенно эти практики работают и на профилактику зависимых форм поведения – поскольку эмоциональная атмосфера События и возможность активно действовать снимают необходимость «подогрева» при помощи наркотиков и виртуальных миров.

Практики самообразования также могут рассматриваться как практики свободного времени и органично вплетаются во все уже названные.

Становление ценности осуществления социально значимой деятельности

Движение к открытому обществу включает в себя не только становление членов общества самостоятельными, активными и способными к саморазвитию, но и направленность одного из их интересов к созданию и поддержанию достойной общественной жизни. Эта направленность может быть обозначена как гражданская позиция.

Для её формирования и реализации недостаточно таких традиционных институтов демократии, как выборы (часто вместо выбора становящиеся откровенным манипулированием общественным мнением) и возможность публичного высказывания (существенно ограниченная механизмами рынка средств массовой информации).

Основой гражданской позиции является способность осознанно определиться со своими личными интересами (в том числе имеющими социальную значимость), со своим отношением к существующей социальной ситуации и тенденциям её развития, соотнести свои интересы с интересами своей социальной группы и своей территории, с объективными условиями жизни.

Практика клубов политической и социальной направленности – только предварительное условие появления такой способности. Эта практика даёт возможность осознать существование определённых социальных задач и контекстов, выбрать приоритеты и определить своё отношение, но за ней должна следовать конкретная деятельность.

Следовательно, из всех описанных практик необходимо выделить (как особенные по своему содержанию) практики, направленные на достижение конкретных социальных эффектов, на решение конкретных проблем своей территории, на достижение социально значимых экономических результатов.

К этим практикам примыкают и культурные проекты, связанные с описанием существующих проблем и способов их решения, а также представляющие новые формы жизни, образы новых возможностей и перспектив.

Заметим: только увидев результаты своих действий, почувствовав поддержку и признание значимости этих результатов, молодой человек может понять, что от него действительно что-то зависит.

Личностный эффект таких практик – формирование ценности «своего дела» как дела, значимого не только для себя. Основной социальный эффект – общее оздоровление социальной жизни и активизация экономики, что особенно важно для периферийных и депрессивных районов. Так, обнаружение в молодёжных инициативах принципиально новых возможностей для деятельности может привести к эффективному способу освоения «пустошей».

Для того, чтобы такие практики имели реальную возможность осуществиться и быть значимыми не только для своих участников, необходимо, чтобы они были признаны местными властями и другими субъектами социальной жизни и чтобы был выстроен механизм взаимодействия молодёжных инициатив с властью и инвесторами.

Механизмы реализации и этапы

Особенности механизмов социо-культурной политики

Социо-культурная политика включает в себя создание и обеспечение определённых условий и норм жизни для общества и отдельных его представителей; прежде всего, тех или иных типов производственной и обслуживающей деятельности и соответствующих им культурных форм, а также набора правил и установок, нормирующих эту деятельность.

Под «условиями жизни и деятельности» мы понимаем:

  • систему личностных ценностей и установок представителей данного общества, влияющих на выстраивание их поведения, жизненной стратегии, системы выборов;
  • культурные нормы и образы, значимые для всего общества, которые влияют на выбор отдельными людьми той или иной деятельности (в том числе на приоритеты выбора), на отношение к своему делу, на общественную позицию граждан;
  • экономические, организационные, нормативно-правовые возможности реализации тех или иных типов жизнедеятельности (в том числе деятельности профессиональной);
  • наличие в обществе опыта и навыка к тому или иному виду деятельности, в том числе наличие отработанных технологий и способов овладения ими.

Очевидно, что такая политика не может реализовываться простым набором административных действий. Для выстраивания системы ценностей, идеалов и норм, необходима систематическая работа по созданию и распространению, присвоению обществом культурных образцов, несущих данные ценности и обрисовывающих идеалы (прежде всего, художественных и публицистических произведений), а также по созданию и распространению практик, типов деятельности, реализующих данные ценности.

В нашем случае речь идёт о трансляции ценностей осмысленного самостоятельного выбора действия, личностного развития, социально значимой деятельности, о запуске деятельности, реализующей эти ценности и о различных видах поддержки такой деятельности. Основные инструменты трансляции ценностей – технологии масс-медиа, PR-акции, образовательные программы, художественное творчество. Инициируемая и поддерживаемая деятельность организуется в форме разработки и реализации молодёжных проектов и в форме рефлексивных клубов.

Отсутствие монополии на информацию, характерное для любого открытого общества, невозможность цензуры (даже из самых благих побуждений) ставит программу в конкурентные отношения с такими мощными системами трансляции ценностей, как реклама и массовая культура, формирующие установку на «потребительский» образ жизни, установку на некритическое принятие примитивных норм и форм поведения.

Поэтому необходима разработка и внедрение посредством наиболее эффективных PR-технологий системы ярких и привлекательных образов тех возможностей, которые появляются при осмысленном и активном отношении к жизни. Эта система образов призвана стать доминантой в системе ценностей молодого человека, определяющей его жизненное самоопределение и образ действий.

Необходимым условием для появления и поддержания самостоятельных молодёжных инициатив и проектов должно стать также формирование вокруг молодёжных сообществ определённой культурной и деятельностной среды, где будет воспитываться способность к осознанному и ответственному принятию решений, воля к действию, рефлексия над произведёнными действиями и т.п.

Создание такой среды невозможно в отрыве от системы мест, где будет происходить деятельностное самоопределение молодых людей и будут созданы условия для реализации молодыми людьми пробных самостоятельных проектов. Во-первых, ценности и формируемая ими идеология должны не привноситься в молодёжную среду извне, но вызревать в ней самой в ходе самостоятельной деятельности. Во-вторых, представляется, что в условиях агрессивного напора массовой культуры новые ценности и жизненные установки, альтернативные тем, которые она несёт, могут вызревать в достаточно локальных местах.

Особенность этих мест – понимающая и креативная коммуникация и продуктивная деятельность, рождающаяся в результате этой коммуникации. Очевидно, что такие места не должны быть замкнуты сами на себя и отгорожены от общества в целом, его интересов, нужд и возможностей. Напротив, в этих местах существующая общественная ситуация должна рассматриваться как набор задач и возможностей для разворачивания молодыми людьми своей деятельности, в том числе направленной на решение общественных проблем.

Сетевая организация как структурный принцип

Организация столь сложной деятельности, как запуск новой социо-культурной политики, не может исходить из одного центра и строиться по иерархическому принципу. Это вытекает из множественности форм оснований проектной и рефлексивной деятельности, из того, что принятие ценностей и запуск деятельности – события индивидуальные и слабо предсказуемые.

Адекватной формой управления такого рода деятельностью, открытой в середине XX века крупными корпорациями, является сетевая структура.

Сетевая организация включает в себя набор «узлов» (или «площадок»), которые явно обозначают содержание, направление, приоритеты своей деятельности, и инфраструктуру (минимум – коммуникативную, а в общем случае – такую, по которой происходит обмен ресурсами).

Отношения между площадками в сети – партнёрство и кооперация для осуществления конкретных проектов. Если направление общего для сети проекта совпадает с направлением деятельности одной из площадок – именно эта площадка становится в рамках проекта управляющей единицей, чем, очевидно, снимается опасность превращения сети в иерархию. (Такая опасность в реальных сетях связана с тем, что инфраструктура может претендовать на роль ресурсного центра.)

Сеть как организованность открыта новым содержаниям деятельности, партнёрским и кооперативным отношениям. Единственное ограничение на включение в сеть новой площадки и нового содержания связано с тем, насколько они соответствуют общей рамке сети.

Применительно к сети, обеспечивающей новую молодёжную политику, такой рамкой является возможность осмысленной активности и осмысленного выбора.

В ходе реализации Стратегической Программы такая сеть должна быть развёрнута на территориях края, в которых появляются субъекты, готовые включаться в кооперацию (субъекты из активной молодёжи, профессиональных сообществ, представителей местной власти и бизнеса).

Для проявления и оформления новых площадок на этапе разворачивания сети необходимо создание мобильной группы, владеющей технологиями организации самоопределения и анализа ситуаций, оформления социо-культурных проблем и превращения их в задачи и проекты.

На этапе запуска сети, отладки технологий коммуникации, оформления сетевого сообщества в общественное движение необходим также координационный центр, выступающий посредником в коммуникации и кооперации площадок, управляющий движением ресурсов (но не принимающий решения о приоритетах), выполняющий представительские функции в отношениях с региональной властью и другими субъектами социо-культурной и экономической политики в регионе.

Сеть «собирает» единое культурное и жизненное пространство для тех сообществ, которые включаются в кооперацию. Это, в частности, компенсирует ряд культурных и коммуникативных ограничений, связанных с жизнью в периферийном малом городе или в сельской местности.

Площадки, их становление и организация

Площадка

Организационная форма, обеспечивающая для молодых людей конкретной территории: < ul >

  • возможность для коммуникации, обсуждения значимых для них вопросов;
  • появление в ходе коммуникации проектных идей и личных деятельностных стратегий;
  • формирование проектных групп и реализацию молодёжных проектов;
  • «встречу» этих проектов и реализующих их команд с жизнью территории и региона, привлечение проектных инициатив молодых людей для решения реальных проблем.

    Площадка состоит из молодёжного клуба, ресурсного центра, обеспечивающего проектную деятельность, собственно проектных групп, а также из организационной группы, организующей связь площадки с городским сообществом, местными органами власти и другими площадками в сети; координирующей деятельность структур площадки и обеспечивающая их функционирование; организующей проведение тех или иных мероприятий.

    Важную роль играет местный координационный центр («актив»), обеспечивающий, связь с сетевым координационным центром, сетевыми ресурсами, с местными властями и сообществами.

    Площадка формируется при участии инициативных молодых людей, определившихся со своими намерениями и проектами, как правило, в ходе интенсивной школы. Управление площадкой также во многом осуществляется самими молодыми людьми. В то же время её деятельность курируется специалистами, помогающими взаимодействию площадки с официальными структурами, организующими рефлексию над проведённой деятельностью, обеспечивающими постановку и (частично) решение образовательных задач.

    Схема запуска и поддержания работы площадки

    1. «Запусковая» интенсивная школа или семинар. Охватывает представителей активной молодёжи места (большого или малого города, посёлка, села), где запускается площадка, отобранных по какому-либо принципу.

    Строится на теме, способной «зацепить» школьников и обратить их внимание на ситуацию своей территории. Это либо работа с современными медиа-технологиями (когда местная ситуация, её проблемы и перспективы становятся содержанием медиа-продуктов), либо углубленное изучение гуманитарных дисциплин (истории, социологии) с обращением построенных схем на местную ситуацию.

    Итогом такой школы должно стать оформление отношения молодых людей к своей территории, появление версий стратегии их дальнейшей деятельности и проектных идей. Кроме того, в ходе школы, на основе заданных там форм и норм коммуникации формируется ядро местной площадки, как правило, создаваемой непосредственно для реализации проектов, родившихся в ходе школы.

    2. Клубно-проектная стадия. В клубных сообществах, появившихся на материале проведённой школы, происходит воспроизведение «другого», интеллектуально-творческого образа жизни; участники пробуют себя в различных практиках, свойственных этому образу жизни; одновременно происходит привлечение к деятельности площадки «новых» молодых людей. Происходит окончательное самоопределение участников площадки относительно той или иной деятельности, оформление проектных групп и поиск организаций, готовых поддерживать проекты и формировать конкретные заказы на деятельность молодёжи. Делаются первые шаги по реализации проектов. На этом этапе востребованы консультации по конкретным вопросам, обеспечиваемые краткими выездными семинарами с участием специалистов.

    3. Рефлексия работы проектных групп; оформление образовательных дефицитов. Происходит, как правило, в форме семинара, после окончания какого-либо этапа деятельности местных сообществ или проектов, ознаменованного тем или иным продуктом. На этом этапе фиксируются и оформляются промежуточные результаты, достигнутые молодыми людьми в ходе клубной деятельности и работы над проектами; оформляется позитивный опыт деятельности, выделяются дефициты в имевшей место деятельности и постановка задач на их восполнение.

    4. «Обучающие» интенсивные школы и семинары: нацелены на восполнение выделенных образовательных дефицитов и трансляцию позитивного опыта. Происходит обучение конкретным технологиям, способам работы, формирующие представления о типах деятельности, адекватных для решения тех или иных задач, достижения тех или иных целей.

    5. «Сборка». По итогам определённого периода деятельности площадок происходит образовательное мероприятие, включающее в себя представителей всех или большинства площадок. На нём оформляются и транслируются наработки и достижения проектов, разворачивающихся на отдельных площадках или захватывающих всю молодёжь сети, восполняются общие и актуальные для большинства площадок образовательные дефициты и предлагаются варианты решения распространённых проблем. Мероприятие «сборки» служит, кроме того, для создания опыта сотрудничества, совместной проектной деятельности между представителями разных площадок, для появления у них общих идей и направлений деятельности.

    Молодёжные проекты

    Проектная группа есть организованная группа молодых людей с возможным участием «взрослых» специалистов и экспертов, созданная для осуществления какого-либо конкретного проекта и занимающаяся реализацией этого проекта. Как правило, под «проектной группой» подразумеваются авторы и организаторы проекта, а также ведущие сотрудники.

    Нам представляется, что основными направлениями проектной работы молодёжи на площадках в настоящее время могут стать:

    • создание художественных продуктов (как наиболее привычных продуктов молодёжной деятельности, являющихся, к тому же, важным средством воздействия на настроения и установки общества, в частности, средством распространения среди молодёжи идеологии активной и осмысленной жизни, позитивного отношения к жизни и к людям); в первую очередь, таких, процесс производства которых требует наличия разных профессиональных позиций и разных форм кооперации (например, съёмка игровых видео-фильмов, периодическое издание газет, постановка спектаклей и т.п.);
    • организация оказания населению таких услуг, которые существующая в городе сфера услуг либо не предусматривает, либо выполняет неудовлетворительно (например, юридические и медицинские консультации);
    • научные исследования, имеющие значение для адекватного объяснения существующей ситуации и выработки проектов решения возникающих производственных и социальных проблем (это направление считается традиционным в списке вариантов молодёжной активности, но до сих пор конкурсы школьных и студенческих научных работ, как правило, не ориентировались на насущную пользу). С этим направлением тесно связана работа по популяризации научных знаний среди молодёжи.

    Важным является различение пробного и реального проекта. В пробном проекте главное – возможность оформления, «испытания себя» и рефлексии; существенной является система страховок на случай возможной неудачи (которая является одним из оснований для рефлексии). В отличие от этого, значимость реального проекта связана с ожидаемым результатом и уже во вторую очередь – с личностными эффектами для участников.

    Система рефлексивных коммуникаций, возможность перехода между проектами дают возможность молодому человеку не замыкаться на конкретном направлении, а искать и уже после этого – осмысленно выбирать.

    Схемы привлечения ресурсов

    Обозначим, прежде всего, те места в системе деятельности сети, которые требуют привлечения ресурсов:

    • Деятельность координационных центров и мобильной группы поддержки площадок. Сюда входят как непосредственные затраты на обеспечение функционирования, поездки и связь, так и косвенные затраты работающих специалистов и привлечённых экспертов.
    • Образовательная поддержка. Включает в себя образовательные формы самоопределения, постановки задач, обучения схемам проектирования и управления (эти образовательные формы сложились и хорошо зарекомендовали себя в дополнительном образовании для старшеклассников и студентов гуманитарных специальностей, в бизнес-консультировании, в первую очередь – при подготовке менеджеров), а также обучение конкретным профессиональным умениям, необходимым в конкретных проектах.
    • Затраты на запуск и реализацию конкретных проектов.
    • Затраты на информационное сопровождение и продвижение проектов, включая работу со средствами массовой информации и публичные акции.

    Такой важный ресурс, как мотивация и готовность действовать, обеспечивается технологиями запуска и самоопределения, интересом к содержанию и пониманием значимости конкретных проектов. Этим же обеспечивается вложение участниками деятельности на площадках своего времени и сил.

    Отметим отдельно, что для запуска Программы необходимы первоначальные инвестиции в создание координационного центра сети и мобильной группы поддержки.

    Для привлечения финансового и материального ресурса необходимо перейти от схемы распределения затрат (традиционной для иерархических структур управления) к схеме привлечения инвестиций.

    Потенциальными инвесторами могут быть:

    • Стратегические инвесторы: региональная власть и крупные корпорации, вкладывающие средства в перспективу развития территорий.
    • Профессиональные сообщества, заинтересованные в воспроизводстве (в особенности на территориях, удалённых от центра) использующие участников молодёжных проектов как «подмастерьев».
    • Образовательные структуры, решающие за счёт участия в Стратегической Программе свои воспитательные задачи, задачи по самоопределению старшеклассников и профилактике асоциального поведения.
    • Местные власти и бизнес-структуры, заинтересованные в оживлении экономической жизни на территориях, оздоровлении социальной ситуации, привлечении на территорию молодых специалистов.
    • Меценаты, заинтересованные в поддержке культурных инициатив; спонсоры, для которых участие в «модной» деятельности есть инструмент формирования своего имиджа; те, кто готов вкладывать средства в развитие своих детей и создания для них благоприятной социо-культурной среды.

    Кроме того, в качестве инвесторов могут выступать партнёры и заказчики в конкретных социальных и экономических проектах.

    Этапы реализации программы в целом

    Календарный план работы исходит из возможности осуществить разворачивание Сети и деятельности в рамках стратегической программы. При недостаточном стартовом ресурсе реализация деятельности может замедлиться.

    1. Сентябрь 2003 - декабрь 2003.
    Организация координационного центра и мобильной группы поддержки.
    Инвентаризация, оформление опыта и схем взаимодействия проектной группы и существующих площадок (Зеленогорск, Минусинск в крае, Мыски, Нижнеудинск за пределами края). Оформление и запуск площадок в Красноярске, Лесосибирске, Абакане. Кооперация с образовательными группами, осуществляющими сетевые проекты и работающие с молодёжной инициативой.
    Продвижение идеологических положений программы и организация общественных дискуссий. Привлечение внимания политических партий.
    Запуск социологических исследований (срез: крупный город – малые города – сельская местность).

    2. Январь 2004 – декабрь 2005.
    Тиражирование площадок в малых городах. Отработка особенностей организации и запуск площадок в сельской местности.
    Оформление отношений с инвесторами разных типов, обеспечение стабильного финансового и материального положения Программы.
    Отработка системы образовательной поддержки. Оформление деятельности профессиональных сообществ и клубов.
    Экспертиза, оформление и тиражирование результатов; превращение ряда пробных проектов в «своё дело». Появление долгосрочных проектов, направленных на развитие конкретных территорий, позиционирование их на культурной карте Сибири.

    3. Январь 2006 – август 2006.
    Завершение формирования сети. Оформление общественного движения и партнёрских отношений с властью и бизнес-структурами.
    Построение карты перспективных проектов и новых форм жизни.

    Основные ожидаемые результаты и эффекты

    Результаты разворачивания программы

    Организационно-управленческие параметры

    Параметры, по которым можно отследить эффективность запуска сети, организации её работы, социо-культурную значимость содержания:

    • Многообразие типов и профилей проектов.
    • Количество площадок, входящих в сеть, сложность коммуникаций и коопераций в сети (в том числе – осуществляемых без посредничества координационного центра).
    • Количество сетевых проектов.
    • Количество партнёрских проектов, количество и номенклатура привлечённых партнёров и проектов.
    • Количество молодых людей, определившихся как участники проектных групп; количество потребителей конкретных услуг и продуктов.
    • Объём инвестиций и привлечённых ресурсов.
    Содержательные параметры

    Содержательным результатом деятельности по появлению инициатив, запуску и выполнению проектов является появление новых единиц деятельности. Говорить о появлении новой единицы деятельности можно тогда, когда конкретная идея доказала свою значимость и результативность, опыт деятельности оформлен и может тиражироваться.

    Содержательным результатом деятельности культурных проектов, который может стать значимым не только для Программы, но и для региона и даже страны, является появление новых произведений, образов, сюжетов, продвижение новых направлений искусства и культурной активности, проявление новых имён авторов и исполнителей.

    Ожидаемые долгосрочные эффекты

    Эффекты для поколения
    • Появление в молодом поколении достаточно большой доли инициативных и самостоятельных людей, способных принимать осмысленные решения и брать ответственность не только за себя и за своё дело, но и за процессы в своём окружении.
    • Распространение моды на инициативу, на новые формы использования свободного времени, новой ориентации на культурное потребление.
    • Определение миссии поколения в истории региона и России; нахождение активной частью поколения своего места в жизни; приобретение способности не теряться в меняющемся мире.
    • Понимание молодым поколением векторов развития и перспектив территории, региона и страны в целом.
    Социо-культурные эффекты
    • Оформление социальных групп, заинтересованных в социальной стабильности и развитии и готовых вкладывать в это ресурс, ставить адекватные задачи и решать их.
    • Уменьшение социальной напряжённости за счёт снятия фрустрации масс молодых людей, обращения их активности в социально приемлемую и полезную деятельность.
    • Развитие новых форм культурной активности, оздоровление культурной атмосферы, возвращение искусству и литературе статуса инструмента общественного самосознания и развития.
    • Появление новых традиций и культурных устоев, заполняющих «пустые места», появившиеся после распада тоталитарной идеологии и обеспечивающих механизмы преемственности, адекватные постиндустриальному укладу; преодоление маргинальности творческих и инициативных групп молодёжи.
    Экономические и политические эффекты
    • Выращивание кадров для инновационной экономики, новой политики.
    • Формирование «низовых» структур гражданского общества (территориальных и профессиональных), разворачивание территориального самоуправления на основе молодёжных сообществ.
    • Становление гражданского самосознания, увеличение доли политически активной молодёжи и уменьшение количества тех, кто легко поддаётся политическим манипуляциям.
    • Оживление экономики за счёт появления новых экономических проектов и инициатив, освоение «пустошей» и появление новых перспектив для депрессивных территорий.
  • напиши чего-нибудь в гостевую книгуили напиши нам письмо

    Надёжный провайдер, надёжное качество связи

    Контент – Copyright © 1999-2003 Клуб Конструктивной Журналистики. e-mail:galina@kts.ru
    Поддержка – Юлия Савоськина, е-mail: yulia@krasms.ru; Пак Алексей, e-mail: lomos@yandex.ru
    Дизайн – Copyright © 1999 Дмитрий Антипов. Е-mail:adima@kts.ru, 2002 © Иван Корчагин, Анастасия Нестерова.
    Фото – Белеев Альберт, Калашников Юрий, Антонов Юрий, Корчагин Иван и многие другие.
    Консультации – Юрий Антонoфф, Андрей Яхимович.
    Хостинг – Крастелекомсервис, 660049, Красноярск, Маркса-78, тел:(3912) 66-11-16,
    факс:(3912) 66-03-02 http:www.kts.ru, e-mail:adm@mail.kts.ru